Кризис трехлетнего возраста

Кризис трехлетнего возраста у детейПри воспитании ребенка многие сталкиваются с тем, что, подрастая, приблизительно к 3 годам, ребенок вдруг начинает показывать свой характер не в лучших его чертах: становится упрямым, крикливым, капризным. Родители недоумевают, что послужило причиной таких перемен. Однако нужно знать, что это физиологическое явление первого возрастного кризиса, который нужно принять и пережить его вместе с малышом.

Познание окружающего мира

Находясь в грудном возрасте, ребенок только знакомится с окружающей обстановкой, уделяя все свое внимание самым близким людям: маме и папе. Постепенно у ребенка просыпается интерес и к окружающему миру. Психика человека формируется к 3 годам. Поэтому и говорят, что все основы воспитания нужно давать ребенку сразу, не откладывая этот момент. Дети обладают огромным потенциалом обучаемости, быстро запоминая все предметы, слова, движения. Собирая информацию из всего окружающего, ребенок не отфильтровывает ее на «плохую» и «хорошую», а просто впитывает ее. Понимая речь взрослых, ребенок начинает сам произносить звуки, а затем слова и фразы.

К трехлетнему возрасту малыш начинает сам формировать мнение об окружающем мире, у него появляются первые привычки, своя логика. Ребенок спрашивает обо всем на свете, добывая нужную ему информацию. К этому возрасту он начинает предъявлять по отношению к самому себе требования, ощущая себя целостной личностью.

Особенности данного возраста

Кризис трехлетнего возраста у детейРебенок начинает чувствовать себя самостоятельным, не являющимся частью родителей. Этот период сложен в первую очередь для самого ребенка. Родителям трудно беспристрастно принять капризы ребенка, однако именно от того, как они будут себя вести в этот период, будет зависеть дальнейшее развитие взаимоотношений между ребенком и родителями. В этот момент формируется поведение человека, уровень его активности, жизненная позиция. Начиная с этого времени, ребенок становится либо мнительным созерцателем жизни, либо активным ее участником, борцом за справедливость. В эти годы характерным является поведение ребенка, когда он все делает наперекор, не слушая ни уговоры, ни разговоры, ни доводы.

Психологам удалось выявить причины, приводящие к кризису трехлетнего возраста:

  • Часто родители не обращают внимания на то, как ребенок познает окружающий мир, с раздражением воспринимая вопросы и рассказы ребенка. В результате ребенок видит, что никому до него нет дела, и сам перестает в ответ слушать то, что ему говорят.
  • Для того чтобы избежать подобного, необходимо уделять ребенку как можно больше внимания, разделять вместе с ним радости и разочарования, познавать вместе с ним окружающий мир, не игнорировать интерес ко всему окружающему и не подавлять его.

Многие родители, напротив, излишне опекают и оберегают своего ребенка, не давая ему вздохнуть спокойно. В тот момент, когда ребенок ищет самостоятельности, ему навязывают зависимость от родителей, в результате чего у ребенка появляются раздражение и злоба. Однако родителям сложно понять причину такого поведения ребенка. Они считают, что, с их точки зрения, они выполняют свой родительский долг, кормя ребенка, в то время как малыш сам тянется к ложке или пытается самостоятельно вымыть руки.

В такой ситуации родителям необходимо понять стремления ребенка и не пытаться все сделать за него. Ведь именно стремление к самостоятельности приведет к тому, что ребенок в более старшем возрасте не будет ждать того, что за него что-то сделают близкие люди. Подавление желания маленького человека сделать что-либо самостоятельно часто приводит к появлению лентяев и нахлебников.

Ребенок верит в справедливость родителей, поэтому несправедливое наказание может вызвать в нем желание отомстить, напакостить. Всегда нужно разобраться в причинах плохого поступка ребенка. Возможно, он тем самым привлекает внимание или показывает свою обиду за невыполненное обещание.

Кризис трехлетнего возраста у детейДля того, чтобы не вызывать в ребенке желания мстить, нужно контролировать свое поведение, не давая ребенку напрасных обещаний, выполнять их и не наказывать по любому поводу.

Разговаривая с ребенком, который что-либо сделал не так, родители часто говорят ребенку неприятные фразы, вызывающие в нем чувство неполноценности, собственной ущербности. Не замечая того, что ребенок понимает буквально вкладываемый в слова смысл, родители воспитывают неуверенного в себе малыша.

Поэтому родителям нужно тщательно подбирать слова при общении с ребенком, не допуская обидных слов и фраз.

Нужно понимать, что все негативные эмоции - это реакция несовершенной психики на обиду со стороны родителей. Их это касается в первую очередь, поскольку именно они являются для ребенка примером для подражания. Помогая ребенку развиваться в своем индивидуальном русле, вы сможете воспитать помощника и защитника, опору и поддержку. Внимание и любовь - все, что нужно ребенку для полноценного развития маленькой личности.